15 ноября состоялся семинар для руководителей на базе опорного детского
сада общеразвивающего вида «Солнышко» д. Ичетовкины. В этот раз темой семинара было «Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста».
В
новом Законе об Образовании дошкольное образование является с 1.09.2013 года
первым уровнем общего образования. В связи с этим в дошкольном образовании происходят существенные
изменения. В 2014 году вводятся Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
1.
Федеральные
государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования обеспечивают: Единство образовательного пространства Российской
Федерации;
1)
Преемственность
основных образовательных программ;
2)
Вариативность
содержания образовательных программ соответствующего уровня образования,
возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности
с учетом образовательных способностей и способностей обучающихся;
3)
Государственные
гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных программ
и результатам их освоения.
Представителям
различных образовательных учреждений, а это были: директора начальных, основных и средних школ, заведующие ДОУ, педагоги, воспитатели, представили
открытые занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной, старшей и средней группах.
Математика – один из наиболее сложных предметов в
школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического
развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в
начальной школе.
Математика необходима большому числу людей различных
профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления
детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дети усваивают
различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и
житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности,
осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают
простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы
различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в
простую математическую деятельность.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к
школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать,
складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Заведующая
детским садом Татьяна Михайловна Ожегина в самом начале семинара раскрыла значение математики для детей дошкольного
возраста, также она пояснила какими понятиями должен овладеть дошкольник,
например, свойства предметов: форма, размер, цвет и т.д. Дошкольник должен
уметь сравнивать предметы по форме,
размеру, группировать по общему признаку, устанавливать
равночисленность двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар
(равно - не равно, больше на ... - меньше на...). Иметь начальные
представления о величинах: длине, массе предметов, объеме жидких и сыпучих
веществ. Измерять величины с помощью
условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.), составлять закономерности,
работать с таблицами.
Формирование
элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на
групповых занятиях. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего
умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. В
группах занятия проводятся фронтально, т.е. одновременно со всеми детьми 2 раза
в неделю, продолжительность занятия зависит от возраста детей. Каждый
воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались,
правильно и с удовольствием выполняли
задания, активно включались в познавательную деятельность.
Что же нужно для того, чтобы воспитатели и
дети получали от занятия удовлетворение?
Педагогам была представлена модель
успешного занятия в форме пирамидки. В неё вошли:
-Компетентность
педагога в области преподаваемого предмет;
-Тщательная подготовка к занятиям.
Занятия рекомендуется проводить в середине недели
(вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО, но не с
развитием речи.
· продумать программное содержание и соотнести с уровнем
развития детей, с уровнем их знаний,
· подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
· продумать формы
организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.).
– Выбор оптимальных методов и приёмов;
-Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала;
-Грамотная речь воспитателя;
Татьяна Михайловна
озвучила задачу перед гостями: в конце
семинара подвести итог и определить соответствуют ли проведенные занятия модели
успешного занятия по ФЭМП. Варанкина Валентина Филипповна показала занятие в
старшей группе. Тема занятия «Зоопарк», цель занятия : закрепление
количественного и порядкового счета в пределах 8.
В игровой ситуации дети
отправились в зоопарк в вагонах по билету с указанным номером, самостоятельно
по порядку расставили стулья-вагоны, подцепили к воображаемому тепловозу.
Знакомились с животными Севера и жарких стран, считали их слева направо, справа
налево.
В игре «Кто
где стоит?» определяли, какое по счету стоит животное. Картинка слона по счету третья, значит слон третий.
Показывали цифры. В игре «Кто в какой клетке живет», определяли, чья клетка
вверху, внизу, справа, слева. С помощью
игры «Танграм » выкладывали животных, называя используемые геометрические фигуры. В
конце занятии детям были подарены раскраски с животными Северных и жарких
стран.
На занятии с
воспитанниками пятого года жизни Собенина Татьяна Васильевна предложила путешествие
вместе с Колобком по тропинкам своей сказки, на пути они встречали
сказочных героев, которые подготовили для детей различные занятия. У Зайки в
корзинке сосчитали морковки и яблоки, затем сравнили, чего больше, и что надо
сделать, чтобы их стало поровну. У Волка оказался конверт с геометрическими
фигурами, надо было назвать их, найти предметы похожие на круг, квадрат, треугольник,
ответить на вопрос: - Почему треугольник так называется? С Медведем сделали
веселую зарядку, а Лиса предложила сосчитать одинаковые предметы и положить
рядом соответствующую цифру. В ходе занятия дети отработали приёмы лепки,
вылепили печенье для героев сказки, чтобы они смогли выпить чаю вместе с
Колобком. Со всеми заданиями дети справились на отлично.
«Путешествие
на планету математики» для подготовительной группы провела Артемихина Ольга
Семеновна. В начале занятия, соединив цифры, дети узнали, что полетят они на
ракете. Без знания счета от 0 до 10
ракета не смогла отправиться в
путь, сосчитали до десяти сначала девочки, затем мальчики, ракета стартовала! С
геометрическими человечками решали арифметические задачки. Свидетельством
хорошего настроения, проявленного интереса, стали поднятые вверх солнышки.
Занятие удалось, цель достигнута, значит, все условия для успешного занятия
были выполнены. В конце мероприятия для гостей хозяева провели КВН. Две команды
педагогов отвечали на шуточные вопросы, рисовали, пели песни, писали
диктант по клеточкам, решали логические загадки. В конце все высказали свое
мнение о прошедшем мероприятии, оно было
единодушным, занятия прошли на высоком уровне, модель успешного занятия
сложилась у каждого педагога. Гостям были предложены дидактические материалы
с играми, упражнениями на развитие математических
способностей, видами арифметических задач в форме буклетов.
|