В современной дошкольной
педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и
обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их
полноценного развития. Решение этих
задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одна из задач дошкольного
образования - создать для каждого
ребенка разностороннюю развивающую
среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Предметно-развивающая среда - это
система материальных объектов деятельности
ребенка, функционально моделирующая
содержание его духовного и физического развития.
Обогащенная среда - это единство
социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда
рассматривается как
возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его
склонностей, интересов, уровня активности.
В
апреле в Афанасьевском районе был проведён конкурс среди работников
дошкольного образования на лучшую развивающую среду.
Участие приняли 13 воспитателей
района – это 11 воспитателей детского сада и 2 воспитателя дошкольных групп при
школах.
Критерии оценивания развивающей
среды исходили из ниже перечисленных принципов:
1) принцип «дистанции, позиции
при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения
взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального
контакта с детьми, который реализуется
через уголок «уединения»,
логопедический, кабинет психолога;
2) принцип «активности»,
возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в
создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и
музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;
3) принцип «стабильности -
динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания
окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися
возможностями детей», который можно
проследить в изменяющемся уголке
«театр+библиотека+уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека»;
4) принцип «комплексирования и
гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер
активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами
деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках « дом»,
«магазин», «больница», «строительный»,
«гараж», «изодеятельность», «театральный», «лаборатория», «спортивный»,
«библиотека».
На данный конкурс нужно было представить не просто развивающую среду, а показать это
фильмом и рассказать о созданной развивающей среде не более 10 минут. Высокие
баллы получили детские сады с. Бисерово, д. Ичетовкины, с. Гордино. Ольга
Дмитриевна Братчикова с. Бисерово рассказала и показала, как из «крохотной» игровой комнаты можно
создать для каждого ребенка
разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить
себя. Ольга Дмитриевна не просто рассказала, но и доказала необходимость каждой зоны в игровой
комнате. Она заняла в конкурсе первое место и награждена
Почётной грамотой управления образованием, а также призом. Награждены дипломами и призами Собенина
Татьяна Васильевна д. Ичетовкины, Лучникова Тамара Аркадьевна с. Гордино,
Светлакова Нина Ивановна с. Бисерово за
оригинальность оформления игровой комнаты в ДОУ.
Чуть-чуть уступили
призовым местам детский сад п. Лытка,
детский сад д. Илюши, дошкольные группы п. Томызь и д. Шердынята. Они
награждены сертификатами участника конкурса и сувенирами.
Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность
воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов,
людей, природы.
Методист
РМК
Ичетовкина Екатерина Сергеевна |