14 марта состоялся семинар «Одаренные дети дошкольного возраста» с руководителями ДОУ, воспитателями, ответственными по работе с одаренными детьми на базе СОШ пгт.Афанасьево.
Присутствовали: 20 человек
Методист по здоровьесбережению и психологическому сопровождению РМК Ичетовкина Кристина Андреевна отметила актуальность проблемы выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей в дошкольном возрасте.
Для того чтобы добиться поставленных целей, к организации семинара решили подойти всесторонне. Все участники были разделены на отдельные группы, и представляли собой некую команду.
Каждая команда должна была подтвердить или опровергнуть стереотипы, касающиеся одаренности, что вызвало множество споров.
Обсудили понятие «одаренность». У каждого участника группы было по шесть определений, необходимо было индивидуально выбрать определение наиболее полное и точное. Затем обсудить это в группе, были ли совпадения, и прийти к общему мнению.
Затем каждой группе был выдан набор качеств, из которого необходимо было выбрать качества, характеризующие одаренных детей. Участники групп разделили качества, характеризующие интеллектуально-одаренных детей и детей с художественно-эстетической направленностью.
Рассмотрели признаки одаренности, виды одаренности и специфику одаренности в детском возрасте.
Обсудили в группах, с какими проблемами и трудностями одаренных детей сталкиваются педагоги и родители, какие существуют принципы и методы выявления одаренных детей.
Следующим заданием было раскрыть каждой группе свою тему.
У первой группы она называлась: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка».
«Одаренность детей в первую очередь должны обнаружить в семье, - рассуждали они. Если нет родительской поддержки, внимания и заинтересованности в развитии ребенка, то работа одной образовательной организации напрасна. Важно понять ребенка и осознать его уникальность, помогать ему ценить в себе творческую личность. Привели жизненные примеры, когда родители готовы бросить все силы ради своего ребенка. Также развитие одаренного ребенка требует определенных материальных затрат, что могут позволить себе не все родители. Самое главное – поддерживать благоприятную атмосферу в семье, не перегружать ребенка, поощрять его старания и хвалить.»
Вторая группа вела разговор о проблемах социализации одаренных детей. Они отметили, что необходимо помнить при работе с одаренными детьми. Во-первых, одаренность или талант являются результатом взаимодействия многих факторов. Она многообразна и проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Выявление одаренности – это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, а также участия профессиональных специалистов.
Требования к личности учителя работающего с одаренными детьми анализировали участники третьей группы. Было названо немало качеств, которыми должен обладать педагог: это мотивация к работе с одаренными детьми, терпение, креативность, склонность к совершенствованию и многие другие.
После чего было проведено анкетирование, где каждый педагог мог оценить себя и определить есть ли у него склонности к работе с одаренными детьми.
Тема четвертой группы: «Создание многоуровневой обогащенной образовательной среды для развития одаренности». Представители четвертой группы говорили о том, что необходимо для создания среды, в которой одаренные дети смогут раскрыть свой потенциал. Конечно же, это благоприятные условия, как в семье, так и в образовательной организации, участие таких детей в районных конкурсах и соревнованиях.
О создании такой среды поделилась опытом работы своего коллектива заведующий д/с д.Московская Л.П. Харина. «Самым главным для одаренных детей является раннее выявление и развитие способностей ребенка, формирование творческой личности. Для этого в детском саду разработана специальная программа «Одаренный ребенок», функционируют различные кружки разной направленности, создана развивающая образовательная среда, дети обеспечены играми, пособиями, головоломками, а также ведется работа с родителями. Мы всячески поощряем активных детей, даем им возможность раскрыть себя», - рассказала она.
Рассмотрели стратегии обучения интеллектуально
одаренных детей. Педагоги поделились, какие стратегии они используют в своей работе, какие стратегии являются наиболее перспективными в дошкольных образовательных организациях.
Ичетовкина Кристина Андреевна подвела итоги, вместе с участниками семинара обсудила и решила, какие вопросы являются актуальными, какие проблемы в образовательной организации возникают при работе с одаренными детьми. Пришли к выводу, что на следующем семинаре обсудим, на каком этапе находятся ОО по плану работы с одаренными детьми на 2013-2014уч.г. что уже сделано и что планируется, обсудим программу, индивидуальные образовательные маршруты, ОО поделятся опытом работы с одаренными детьми.
|